Святый Кирилл,
Архиепископ Иерусалимский

2-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике

Чтение из Иезекииля: «Правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратися от всех грехов своих, какие делал», и т. д. (Иез. 18,20.21).

1. Ужасное зло — грех и самая тяжкая болезнь души — беззаконие, оно подсекает ее силы и подвергает ее вечному огню. Зло есть произведение свободного произволения. И что грешим самопроизвольно, о сем ясно говорит в одном месте Пророк: «Я насадил тебя как благородную лозу,— самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Иер. 2, 21). Насаждение прекрасно, плод худ; зло от произволения. Насадитель не виновен, а виноград пожжен будет огнем, потому что насажден на добро, плод же принес по произволению на зло. Ибо, по словам Екклесиаста, «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7,29). «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе на добрые дело» (Еф. 2,10), говорит Апостол. Поэтому Творец, как благий, создал на дела благие, но созданное, по собственному произволению, уклонилось в лукавство. И потому грех, как сказано, ужасное зло, впрочем не неисцельное. Ужасное зло для удерживающего в себе грех, удобоисцелимое же для слагающего с себя грех покаянием. Ибо представь человека, который держит в руке огонь. Пока уголь у него в руке, без сомнения жжет его, но если бросит уголь — удалит от себя и то, что жгло. Если же кто думает, что греша не опаляется он, то Писание говорит ему: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?» (Притч. 6,27). Грех попаляет душевные силы.

2. Но спросит кто-нибудь: что такое грех? Животное ли? Ангел ли? Демон ли? Что в нем действует? Не вне тебя, человек, сей борющийся с тобою враг; напротив того, из тебя произрастает злая отрасль. Взирай правыми очами, и не будет похоти; владей своим и не бери чужого, и не пробудится хищничество; помни суд, и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство, ни другое какое-либо беззаконие. А когда забываешь Бога, тогда начинаешь уже помышлять лукавое, и делаешь беззаконие.

3. Но не ты один главный виновник дела; напротив того, есть иный некто, самый злой советник — диавол. Он всех подучает, но не преодолевает покоряющихся ему. Поэтому Екклесиаст говорит: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего» (Еккл. 10,4). Затвори дверь твою и удали его от себя, и не сделает тебе вреда. Если же без отвращения примешь на себя похотливую мысль, то посредством помыслов пустит в тебе корни, свяжет ум твой и увлечет тебя в пучину зол. Но, может быть, скажешь: «я верный, мною не возобладает похоть, хотя и часто буду помышлять». Не знаешь разве, что по долгом времени и в камень нередко углубляется корень? Не принимай в себя семени, потому что сокрушит веру твою. Вырви зло с корнем, пока не процвело, чтобы, вознерадев в начале, не искать впоследствии секир и огня. Если началось воспаление в глазах, лечи заблаговременно, чтобы не искать врача тогда уже, как ослепнешь.

4. Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: «потому что сначала диавол согрешил» (I Иоан. 3,8). Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы — по необходимости, получив наклонность ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих получив себе имя. Быв Архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что сатана значит противник. И это — не мое учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием» (Иез. 28,12.13). И через несколько слов: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28,15). Весьма хорошо сказано «не нашлось в тебе»; не отвне привнесено зло, но сам ты породил его. В последующих словах Пророк сказал и причину: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез. 28,17). Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10,18). Видишь согласие Ветхого Завета с Новым. Диавол пал и многих увлек с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему, От него прелюбодеяние, блуд и все, что только есть худого. Чрез него праотец наш Адам изринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю.

5. Итак, что же?— скажет кто-нибудь,— погибли мы, обольстившись; ужели же нет спасения? Пали мы; ужели же невозможно восстать? Стали мы слепы; ужели же невозможно прозреть? Стали мы хромы; ужели же невозможно начать ходить прямо? Короче сказать, умерли мы; ужели же невозможно воскреснуть? Тот, кто воскресил четверодневного смердевшего Лазаря, ужели не воскресит гораздо с большим удобством тебя, человек, когда ты еще жив? Излиявший за нас честную кровь, Сам избавит нас от греха. Не будем отчаяваться, братия, не ввергнемся в безнадежное состояние. Ужасно не веровать в надежду покаяния. Кто не чает спасения, тот без меры присовокупляет зло ко злу. А кто надеется уврачевания, тот удобно уже сберегает себя. Разбойник, не ожидающий помилования, возрастает в дерзости, а надеющийся прощения нередко приходит в покаяние. Притом и змея слагает с себя старость свою; ужели же мы не отложим греха? И терниями заросшая земля, если хорошо возделана, превращается в плодоносную; ужели же вам невозвратимо спасение? Природа делает возможным спасение, но требуется уже и произволение.

6. Бог человеколюбив и человеколюбив не в малой мере. Не говори: «Я блудник, я прелюбодей, мною сделаны тяжкие грехи, и не однажды, но многократно, ужели Бог простит меня? Ужели все это предаст забвению?» Слушай, что говорит Псалмопевец: «Как много у Тебя благ, Господи!» (Пс. 30,20). Все грехи твои в совокупности не препобеждают множе ства щедрот Божиих; все язвы твои не препобеждают опытности верховного Врача. Предай только себя с верою. Скажи Врачу немощь. Скажи и ты, подобно Давиду: «и сказал: исповедую Господу преступления мои»; и на тебе также исполнится а сим сказанное: «и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31,5).

7. Желаешь ли видеть Божие человеколюбие ты, недавно приступивший к оглашению? Желаешь ли видеть Божие человеколюбие и множество долготерпения? Слушай об Адаме. Первозданный Божий Адам впал в преступление. Не мог ли Бог тотчас предать его смерти? Смотри же, что делает человеколюбивый Господь. Извергает его из рая, потому что по при чине греха был он недостоин пребывания там; однако же поселяет его «прямо рая» (Быт. 3,24), чтобы, видя откуда ниспал, от какого блаженства и до какого доведен бедствия, спасся, наконец, покаянием. Первородный из людей Каин стал братоубийцею и изобретателем зол, первым виновником убийств, первым завистником. Но, убив брата, на что осуждается? «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4,12). Грех велик, наказание мало.

8. И в этом подлинно было Божие человеколюбие, но еще малое в сравнении с последующим. Ибо рассуди, что было при Ное. Согрешили исполины, и великое беззаконие разлилось тогда по земле, н за оное надлежало быть потопу. И в пятисотое лето Бог изрекает угрозу, наводит же потоп на землю в шестисотое лето. Видишь ли широту Божия человеколюбия, простирающуюся на сто лет? Разве не мог Он немедленно соделать то, что сделал чрез столетне? Но Он с намерением продолжает время, давая возможность к покаянию. Видишь ли Божию благость? И если бы жившие тогда покаялись, то не остались бы лишенными Божия человеколюбия.

9. Перейдем, наконец, и к другим, получившим спасение за покаяние. Но, может быть, инея из жен скажет: «я блудница, прелюбодейка, осквернила тело свое всякого рода непотребством, возможно ли для меня спасение?» Посмотри, жена, на Раав и себе ожидай спасения, Ибо, если явно и открыто предавшаяся блуду спаслась ради покаяния, то ужели ради покаяния и поста не спасется однажды когда-либо впадшая в блуд еще до принятия благодати? Вникни же, как спаслась Раав. Только сказала: «Бог ваш на небеси и на земли» (Иис. Нав. 2,11). Ваш, говорит, Бог, а своим не осмелилась назвать по причине развратной жизни. И если хочешь слышать свидетельство Писания о том, что она спаслась, имеешь написанное в псалмах: «Упомяну знающим Меня о Рааве и Вавилоне» (Пс. 86,4). Велико Божие человеколюбие и о блудницах воспоминает в Писании! И не просто говорит: «упомяну о Рааве и Вавилоне», но присовокупляет: «знающим Меня». Поэтому и мужам, а равно и женам, возможно спасение, приобретаемое покаянием.

10. Если и целый народ согрешает, и сие не препобеждает Божия человеколюбия. Народ слил тельца, но Бог не отступил от своего человеколюбия. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекался от Себя. «Сии бози твои Израилю» (Исx. 32,4), говорили израильтяне, но Бог Израилев снова, как обычно Ему, стал Спасителем их. И не народ один согрешил, но и архиерей Аарон. Ибо Моисей говорит, что и на Аарона был гнев Господень, присовокупляет же: и помолился я о нем, и простил его Бог (Втор. 9,20). И Моисей, молясь за согрешившего архиерея, умилостивил Господа; Единородный ли Иисус, молясь за нас, не умилостивит Бога? И Аарону, по причине падения его, не воспретил Бог вступить в Первосвященство; воспретит ли тебе, пришедшему из язычников, приступить к спасению? Покайся и ты, человек, подобно Аарону, благодать не будет и тебе возбранена. На будущее время покажи в себе неукоризненный нрав. А Бог истинно человеколюбив, и ни один человек не может достойным образом изречь Его человеколюбие. И если совокупятся вместе все языки человеческие, то и тогда не возмогут поведать даже и части Божия человеколюбия. Ибо приводим здесь только нечто из написанного о человеколюбии Его к падшему роду. Но не знаем, сколько простил Он Ангелам. Ибо и к ним снисходит, потому что Един только безгрешен, очищающий грехи наши Иисус. И об Ангелах достаточно сего.

11. О нас же, если угодно, представлю и другие примеры. Обратись к блаженному Давиду, и его возьми в образец покаяния. Подвергся падению великий муж; после полуденного отдохновения, ходя по крыше дома, смотрел он без всякой особой мысли и потерпел нечто человеческое. Грех совершен, но не умерла добрая мысль исповедать свое падение. Приходит Пророк Нафан, скорый обличитель и целитель язвы. Господь прогневался, говорит он, и ты согрешил. Так простолюдин сказал царствующему, и порфироносный царь не вознегодовал, потому что внимал не говорившему, но Пославшему. Не ослепила его дружина предстоящих воинов; представлял же он мысленно Ангельское Господне воинство, ибо он, как бы видя Невидимого» (Евр. 11,27), убоялся, и в ответ пришедшему, паче же в лице его Пославшему, говорит: «согреших ко Господу» (2 Цар. 12,13). Видишь смиренномудрие царя, видишь его исповедь. Никем не был он уличен, немногие знали о поступке. Дело сделано скоро, тотчас явился обвинитель-пророк, и падший исповедуется во зле. И поскольку с добрым чувством исповедал грех, то и уврачевание было весьма скорое. Угрожавший Пророк Нафан немедленно говорит: «и Господь сиял с тебя грех твой» (2 Цар. 12,13). Видишь, какая скорая перемена в человеколюбце Боге. «Но, сказано, ты этим делом подал повод врагам Господа» (2 Цар, 12,14). По причине праведности твоей было у тебя много врагов, но охраняло тебя целомудрие. Поскольку уже утратил ты это великое оружие, то враги готовы восстать на тебя.

12. Так Пророк утешал блаженного Давида, но царь, хотя совершенно слышал, что «Господь снял грех его», не оставил однако же покаяния; напротив того, вместо порфиры облекся во вретище, и вместо златокованного царского престола воссел на пепле и на земле. И не только воссел на пепле, но пепел употребил и в пищу, как сам говорит: «я ел пепел, как хлеб» (Пс. 101,10). Слезами изнурял похотливое око, говоря: «Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6,7). Когда князи приглашали его вкусить хлеба, не слушал их, но целую седмицу продолжал пост. Если же царь исповедывал так грех свой, не должен ли исповедывать грехи свои ты, простолюдин? И по восстании Авессалом, когда у Давида было много путей к бегству, решается он бежать через гору масличную, как бы мысленно взывая к Искупителю, Который там вознесся на небо. И когда злобно проклинает его Семей, Давид говорит: «оставите его» (2 Цар. 16,10). Ибо знал, что кто отпущает, тому будет отпущено.

13. Видишь, что прекрасное дело — исповедываться! Видишь, что кающимся возможно спасение. И Соломон пал, но что говорит? « И посмотрел я, и обратил сердце мое» (Притч. 24,32). И Ахаав, царь самарийский, был пребеззаконный идолослужитель, не знавший себе меры, убийца Пророков, чуждый благочестия, алчный до чужих полей и виноградников, но когда с помощью Иезавели убил Навуфея, и пришел Пророк Илия и изрек только угрозу, Ахаав разодрал одежды и облекся во вретище. И что говорит человеколюбивый Бог Илии? Видел ли еси, «как смирился предо Мною Ахаав?» (3 Цар. 21,29). Бог как бы убеждает раздраженного Пророка снизойти к кающемуся. Ибо говорит: «Я не наведу бед в его дни». Хотя и после прощения не оставляет Ахаав лукавства, однако же благоснисходительный Господь прощает его, не потому что не знает будущего, но потому, что дарует прощение, сообразно с настоящим временем покаяния. Ибо праведному Судие свойственно судить о каждом поступке соответственно оному.

14. Также Иеровоам стоял, принося жертву идолам на алтаре, и иссохла рука его, потому что велел схватить обличавшего Пророка. Изведав же опытом силу предстоящего, говорит: «Умилостиви лице Господа, Бога твоего» (3 Цар. 13,6). И за это слово снова восстановилось здравие руки его. Но если Пророк исцелил Иеровоама, то не может ли Христос, уврачевав тебя, освободить от грехов? Пребеззаконен был и Манассия, который перепилил Исайю и осквернил себя всяким родом идолослужения, и наполнил Иерусалим кровьми невинных, Но, отведенный пленником в Вавилон, испытание бедствий употребил он во врачевство покаяния. Ибо Писание говорит, что смирился Манассия пред Господом, и «помолился», и услышал Господь, «и возврати его на царство его» (2 Парал. 33,13). Если тот, кто перепилил пророка, спасся покаянием, ужели не спасешься ты, не сделавший ничего подобного?

15. Смотри, но предавайся напрасному неверию в силу покаяния. Угодно ли тебе знать, сколько сильно покаяние? Желаешь ли у ведать крепкое оружие спасения и дознать, сколько сильна исповедь? Сто восемьдесят тысяч врагов низложил Езекия тем, что исповедался. Подлинно и это дело великое, но оно мало еще в сравнении с тем, что скажу тебе. Тот же Езекия покаянием сделал, что отменен произнесенный над ним Божий приговор. Ибо когда впал он в болезнь, Исайя говорит ему: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь» (4 Цар. 20,1). Чего было ожидать после этого? Какая оставалась надежда на спасение после сказанного Пророком «ибо умрешь ты»? (4 Цар. 20,1). Но Езекия не оставил покаяния, помня написанное, «оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы» (Ис. 30,15), отвратился он к стене, и поскольку дебелость стены не останавливает молитв, воссылаемых с благоговением,— с ложа, устремив ум к небу, говорит: «Господи, помяни меня» (4 Цар. 20,3). Достаточно сего к исцелению, если ты вспомнишь о мне, потому что не подлежишь времени, ибо сам Ты — законоположник жизни. И наша жизнь зависит не от времени рождения и сочетания звезд, как суесловят иные, но Ты, как угодно Тебе, законополагаешь, кому и когда должно жить. И кому, по пророческому приговору, не было надежды на жизнь, тому приложено пятнадцать лет жизни знамением солнца, совершившего обратное течение. При том ради Езекии солнце возвратилось назад, а ради Христа солнце померкло. Не отступив же назад, но померкнув, показало тем различие между тем и другим, т. е. между Езекиею и Иисусом. И если Езекия мог сделать, чтобы отменено было Божие определение, то Иисус ли не дарует оставления грехов? Возвратись и вздохни о себе, заключи дверь и помолись, чтобы отпустил тебе Бог грехи и изъял тебя из палящего пламени, потому что исповедь может и огонь угашать, может и львов укрощать.

16. Если же не веришь, приведи себе на мысль, что постигло бывших с Ананиею. Какие излили они потоки? Сколько секстариев воды нужно было, чтобы угасить пламень пещи, восходивший на сорок девять локтей? Но где восходил на столько пламень, там подобно реке излилась вера, там в противодействие бедствиям, сказали: «ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами; ибо согрешили мы и поступили беззаконно» (Дан. 3,27—29). И покаяние потушило пламень. Если не веришь, что покаяние может угасить геенский огонь, то познай сие на того, что совершилось над бывшими с Ананиею. Но кто-нибудь из более внимательных слушателей скажет: «тех справедливо избавил Бог, поелику не восхотели поклоняться идолам, то Бог и даровал им силу. В таком случае перейду к другому примеру покаяния.

17. Какого ты мнения о Навуходоносоре? Не слышал ли в Писании, что был он кровожаден, свиреп, имел львиный нрав? На слышал ли, что кости царей изнес из гробов? (Вар. 2,25) Не слышал ли, что в плен отвел народ Божий? На слышал ли, что ослепил глаза царю, дав ему прежде видеть избиение чад? Не слышал ли, что сокрушал он Херувимов, не говорю Херувимов умосозерцаемых,— нет, не предполагай сего, человек! — но Херувимов изваянных — то очистилище, от среды которого глаголал Божий глас, попрал завесу святыни, взяв кадильницу, внес в идольский храм, отнял все приношения и храм сожег до основания? Скольких казней достоин он был за умерщвление царей, за сожжение святыни, за пленение народа, за внесение а идольский храм священных сосудов? Не заслуживал ли он тысячи смертей?

18. Видишь великость зла; обрати же теперь внимание на Божие человеколюбие. Навуходоносор уподобился зверям, жил в пустыне, подвергнут казни, но для того, чтобы чрез это спастись. Когти, как у льва, были у него, потому что был хищником святыни; и власы имел львиные, потому что был хищным, рыкающим львом. «Ел траву, как вол» (Дан. 4,30), потому что как несмысленный скот не знал Давшего ему царство. «От росы тело его оросися», потому что прежде сего, видев огонь, угашенный росою, не уверовал. И что же совершается? После всего этого говорит он: «Я Навуходоносор, возвел глаза мои к небу и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного» (Дан. 4,31). И поэтому, когда познал он Вышняго, восслал к Богу благодарственные гласы, пришел в раскаяние о том, что было им сделано, и познал немощь свою, тогда Бог возвращает ему царственную честь.

Итак, что же? Навуходоносору, который сделал столько худого и потом исповедался, Бог дарует прощение и царство; ужели не даст оставления грехов и небесного царства тебе, кающемуся, если будешь жить достойным того образом? Господь человеколюбив, скор в прощении и медлен в наказании.

Посему, никто не отчаивайся в своем спасении. Верховный и первенствующий из Апостолов Петр трижды отрекся от Господа пред рабынею, но, раскаявшись, «плакася горько» (Мф. 26,75), и плачем показал сердечное покаяние. А потому не только получил прощение в том, что отрекся, но неотъемлемым соблюл и апостольское достоинство.

20. Поэтому, братия мои, имея многие примеры согрешивших и покаявшихся, и спасенных, и сами исповедуйтесь Господу, чтобы получить прощение в прежних грехах, сподобиться небесного дара и наследовать небесное царство со всеми святыми о Христе Иисусе. Ему слава во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: