ОБИТЕЛИ СВЯТОЙ РУСИ

В. С. Орлов

Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь

От студеного Белого моря до незамерзающих вод Черного и Каспийского морей, от вод Балтийского до Охотского, на всем необъятном пространстве Отечества нашего в дореволюционное время сияли благолепием святые обители, разливая свет веры Христовой, служа опорою Православия и величия Руси, благотворно влияя на нравственную жизнь народа и служа многим тихою пристанью среди бурного житейского моря.

Даже на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи на правах частичной автономии, протестантского уголка нашего Отечества, процветали два крупных и древних православных мужских монастыря — Валаамский и Коневецкий, а также один новооснованный женский — Свято-Троицкий Линтульский. Он находился на Карельском перешейке, всего в 50 километрах от Санкт-Петербурга, и славился трудолюбием своих насельниц, изумительным церковным пением и детским приютом. Голубые купола храма, воздвигнутого на вершине высокого холма, казалось, парили в небесном просторе...

К великому сожалению, храм не сохранился. Сейчас можно видеть только мощные гранитные глыбы первого этажа (второй этаж был деревянный), к которым со всех сторон пристроены сарайчики местных жителей. И только аллея вековых елей, ведущая на вершину обширного песчаного холма, с которого когда-то гудели монастырские колокола, напоминает о былом великолепии Линтулы. Колоколов было пять: весом 30, 18, 12 пудов и два поменьше.

Из монастырских построек уцелели только старинное деревянное двухэтажное здание, очень большое, с мансардой над вторым этажом, украшенной фигурным фронтоном. На первом этаже располагалась общая трапезная, на втором — кельи. В 1991 году здание это почти полностью пустовало. В нем проживало тогда только две семьи, ожидавшие переезда на новое местожительство и, по слухам, здание будет разобрано.

Свято-Троицкий Линтуловский женский монастырь. Церковь Святой Троицы.

Свято-Троицкий Линтуловский женский монастырь. Церковь Святой Троицы.

Монастырь был заложен в конце XIX века, когда россияне,— тайный советник Федор Петрович Неронов и его жена Лариса Алексеевна купили на Карельском перешейке, в 7 километрах от тогдашней русской границы, обширную усадьбу, с целью основать первый в Финляндии женский православный монастырь.

Имение, носившее название Линтула1 (по-фински «птички»), находилось вблизи нынешнего поселка Огоньки по Верхне-Выборгскому шоссе (сейчас здесь остановка автобуса, следующего маршрутом Петербург-Зеленогорск).

В 1894 году на средства Неронова началось строительство деревянного Троицкого храма, в нижнем этаже которого находилась трапезная. Рядом возвели деревянный дом с кельями для монахинь, ферму, конюшни и другие служебные постройки. Первые 8 сестер приехали сюда из Казанского Мокшанского монастыря Пензенской губернии. Освящение храма архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием (Вадковским) состоялось 4-го июня 1895 года. Настоятельницей обители он назначил монахиню Смарагду.

Чтобы лучше почувствовать дух того времени, раскроем один из столичных журналов тех дней:

«...Вслед за освящением Его Высокопреосвященством нового храма отслужена была торжественная литургия, в сослужении шести священников, при участии хора А. А. Архангельского.

Владыка Антоний прибыл в Линтулу еще накануне в субботу и сам совершил всенощную.

Несмотря на ненастную с вечера погоду и на весьма ограниченное число живущего около нового храма православного населения, новосозданная церковь не осталась без достаточного числа молящихся, к числу которых присоединилось изрядное количество местных жителей лютеранского исповедания. На другой день, в воскресенье, погода прояснилась и чем дальше, тем больше становилась теплою, тихою и ясною.

Крестный ход около церкви был совершен высокопреосвященным, шествовавшим со св. мощами во главе, под лучами солнца...

Пение хора А. А. Архангельского привело всех в умиление и восторг.

В храме при этом находились, кроме многих особ из Петербурга и окрестностей, настоятель Валаамского монастыря игумен Гавриил я первые обитательницы Линтульского монастыря — две монахини и десять рясофорных послушниц, прибывших из Мокшанского Казанского монастыря (Пензенской губернии).

По окончании богослужения высокопреосвященный Антоний, сказавший весьма содержательное слово, обращенное сначала к храмоздателям Лннтульской церкви, а затем и ко всем вообще христианам, посещающим храмы Божий, и, преподав архипастырское благословение всем присутствующим, перешел в скромный домик владельцев Линтулы, где предложена была скромная трапеза любезным гостям, собравшимся в числе не менее шестидесяти человек...»

Спустя год, 10 августа 1896 г. состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершал архиепископ Антоний в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского. В это время в общине жило уже 26 сестер.

В первые годы XX века был построен главный монастырский дом, на втором этаже которого разместились покои настоятельницы, а на первый перевели из церкви трапезную. В отдельном небольшом здании во дворе находилась комната для священника, служившего в монастырском храме, и архиерейские покои, где останавливался во время приездов в обитель архиепископ. По определению Св. Синода от 19 августа/11 сентября 1905 г. Линтуловской женской общине был присвоен статус монастыря.

В 1905 году умирает Лариса Алексеевна Неронова, в 1906 — ее супруг, строитель монастыря Федор Петрович Неронов. Похоронены они были возле алтарной стены Троицкой церкви.

В 1911 году при монастыре был открыт приют и школа для детей окрестных жителей. Двухэтажный сиротский дом, где призревались и учились более 30 детей, был построен на частные пожертвования, возле входа в монастырь. Внутри освятили небольшую и уютную домовую церковь во имя свв. мученицы Софии и благоверного князя Владимира. Освящение состоялось 18 сентября 1911 года.

Линтульский монастырь был небольшим. Условия жизни в монастыре были очень суровые. Великим подвигом кажутся сейчас труды сестер, направленные на превращение необжитой земли в цветущую обитель. Монастырю принадлежало 148 гектаров полевой и лесной земли и дача «Мир» в семи километрах от Линтулы (в ней в 1905 году была устроена «здравница» для инвалидов русско-японской войны).

В отчете монастыря за 1907 г. содержатся сведения о его хозяйстве:

«Особых промыслов на землях, озерах и реках, приносящих прибыль монастырю нет, и земля в Линтуле обрабатывается хозяйственным способом, исключительно для себя, а на продажу ничего не поступает.

Для производства полевых и других хозяйственных работ содержится конный двор с достаточным инвентарем, имеются некоторые сельскохозяйственные машины. Для содержания молочного скота устроена ферма — каменное здание, крытое железной крышей, на 100 коров. Заведена сапожная мастерская в малых размерах, где работы производились сестрами для своего употребления».

Представляется удивительным, что выполняя все многочисленные работы, требующие от монахинь большого трудолюбия и воли, эти женщины, (в 1910-х гг. в монастыре жило около 70-ти монахинь) посвятившие себя Богу, много внимания уделяли воспитанию детей.

В Линтульском приюте воспитывался известный советский финский писатель Эльмар Грин. Он родился в с. Кивеннапа (пос. Первомайский). В автобиографической повести «Жил был Матти» писатель с большой благодарностью и сыновьим чувством вспоминает годы, проведенные в приюте. Вот какой, например, помнится ему монастырская церковь:

«...большая была церковь. Помимо главного притвора, то есть центрального зала, тут было два боковых. И два клироса для певчих монахинь помещались по обе стороны от входа в алтарь, заслоненный сверкающим иконостасом. Все голоса были представлены на этих клиросах, даже самые низкие несмотря на женский состав хора...»

А вот как описывается монастырь в журнале «Карельские известия» (1915, № 3):

«...Из д. Паркина Владыка (Серафим) проехал в Линтульский женский монастырь. До Териок ехали по железной дороге. На станции Владыку поджидала монастырская лошадь. До обители нужно было ехать около 10 верст. В монастыре все уже ждали Владыку. Преосвященный проехал прямо к собору, где к этому времени собрались все сестры.

В этот вечер Владыка отслужил Всенощную, а на следующий день — литургию; по окончании последней он посетил трапезу, больную старицу и монастырскую школу-приют.

Дети были испытаны в познании Закона Божия, потом спели до десяти разных религиозных и детских песен. Перед самым отъездом Владыки из обители, прибыла из Петербурга матушка игуменья Досифея.

Краткое пребывание в монастыре оставило неизгладимое впечатление. В обители не видно было ни блеска золота, ни богатства и роскоши, но зато порядок, чистота, а в особенности, пение были образцовыми...»

Заканчивает свою статью автор так: «Дай Бог чтобы эта скромная юная обитель процветала, восходя от силы к силе». Но этим пожеланиям не суждено было сбыться. В пятницу на Страстной неделе, в ночь на 9 апреля 1916, неожиданный пожар целиком уничтожил Троицкую церковь.

В огне погибли иконостас, ценные иконы, ризница, богатая библиотека и большая часть церковной утвари.

На месте сгоревшей церкви в 1919 году была возведена новая, также в честь Св. Троицы, но и она простояла всего около 20 лет.

Особенно тяжелыми для обители оказались 1917—1918 годы.

Граница закрылась, и монастырь оказался в Финляндии, в особой пограничной зоне со строгим контролем. Приезд паломников прекратился. Бушевала гражданская война... В 1917 году сестрам пришлось уступить комиссарам свои жилища и переселиться в церковь, а в 1918 году в монастырь въехало 400 красноармейцев. В это время число монахинь уменьшилось с 70 до 40, оставшиеся голодали и мерзли.

Но жизнь в Линтульском монастыре продолжалась и, в том же 1918 году, епископ Выборгский Серафим (Лукьянов) назначил игуменией монахиню Ларису. В 1919 году он же освятил восстановленный после пожара Троицкий храм.

Средства на постройку пожертвовал князь Иван Николаевич Салтыков. Архитектор Иван Бах использовал прежний гранитный фундамент, однако изменил облик храма, придав ему черты модерна. Внутри храма, в его южной части, была устроена усыпальница благотворителя и его жены, кн. Екатерины Константиновны Салтыковой.

После получения Финляндией в 1917 году независимости положение Православной Церкви в ней стало сложным. До 1923 года она формально подчинялась Св. патриарху Московскому и Всея Руси, Тихону, но вследствие того, что связи с Россией были затруднены, православные приходы в Финляндии перешли в подчинение Константинопольского Патриарха.

В 1920-х годах монастырь вынужден был перейти на григорианский календарь.

Для ежедневных богослужений в монастыре постоянно жил монах из Коневецкого или Валаамского монастырей. Читали и пели сами сестры. В приграничной Линтуле часто находили временный или постоянный приют беженцы из СССР. При монастыре было кладбище, где нашли свой вечный покой многие русские (например, жена художника Юрия Репина, сына И. Е. Репина, Прасковья Андреевна Андреева, у 1MZM).

В 1931 году архиепископ Герман (Аав) назначил игуменьей монахиню Арсению. Жизнь монастыря постепенно наладилась и летом стали приезжать многочисленные гости. Была устроена летняя гостиница, открыт киоск, где продавали свечи, иконы, четки; одна из монахинь выполняла роль экскурсовода, показывая приезжим обитель.

За Божественной литургией в Свято-Троицком храме обители. 1920–30 годы. 

За Божественной литургией в Свято-Троицком храме обители. 1920–30 годы.  

Затем наступил трагический 1939 год. «Зимняя война» заставила покинуть родные места и финнов и русских. Вынуждены были уйти и монахини Линтульского монастыря. Сорок сестер навсегда покинули свою обитель, оказавшуюся ко фронтовой зоне. С собой удалось взять лишь чтимую икону Божией Матери Иерусалимской. Многое погибло во время боевых действий в 1939, 1941 и 1944 годах. Э. Грин, в составе советских войск воевавший в 1944 г. на Карельском перешейке, свидетельствует, что к этому времени от Линтулы уцелело только одно двухэтажное здание с кельями наверху и общей трапезной внизy.  Это здание сохранилось и до наших дней.

Грим вспоминает о встрече с разоренным, некогда родным монастырем:

«…Вот за этой речушкой, слева от дороги высится холм, поросший великовозрастными елями и березами. Ни этом холме в окружении леса располагался когда-то Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь. При монастыри был детский приют, хорошо, мне знакомый. Здесь вот он стоял, внизу у дороги, тот продолговатый деревянный дом в два этажа, где я когда-то прожил два года, приобретя там начатки русской грамоты, арифметики, географии, истории, преподаваемые нам детям, единственной учительницей нашей Верой Павловной.

Пусто теперь на месте этого дома, и лишь продолговатый травяной бугор напоминает мне, что тут он стоял…

…нет больше стройной деревянной церкви, что увенчивала холм, возвышаясь голубыми куполами над окрестным лесом. Сохранилась лишь ее каменная паперть с фундаментом…

…Помимо церкви снесены с холма и другие монастырские строения. Уцелело только одно деревянное здание с бывшими кельями наверху и общей трапезной внизу. В этой трапезной стояла гигантская круглая печь, выкрашенная в серебристый цвет. Ба! да она и сейчас тут стоит, потеряв правда, свежесть окраски, но целая и невредимая. Здравствуй, моя старая знакомая!

Тридцать лет без малого мы с тобой не виделись и вот встретились опять…»

Путь сестер, покинувших обитель в 1939 году, лежал в Финляндии через Тавастланд к селу Пунтари, где в одном из имений, они получили временное пристанище.

Не имея своего хозяйства, сестры работали вне монастыря. Несколько молодых монахинь покинули обитель. Необходимо было срочно найти для монастыря постоянное место. Одно место нашли около Таммерфорса (Тампере), другое — в селе Палёки в Хейнявяси.

Иеромонах, исполнявший обязанность монастырского исповедника, прочитал акафист перед образом Божией Матери Иерусалимской, и выбор пал на Палёки. В 1946 году монахини окончательно переехали на ферму, принадлежавшую ранее акционерному обществу «Хакман».

Поначалу здесь было довольно тесно,— кроме главного дома имелись лишь небольшие служебные постройки. Монастырю принадлежало 47 га земли, и из них только 10 га были пригодны для обработки.

Немало помогли в обустройстве обители на новом месте игумен Харитон и иеромонах Исаак из Нового Валаама, расположенного неподалеку. Зал в главном доме был переделан в уютную церковь, где ежедневные богослужения совершали монахи с Нового Валлиец.

После смерти игуменьи Арсении сестры выбрали вместо нее монахиню Михаилу, и в 1961 году архиепископ Павел утвердил ее назначение. Чтобы продолжать монастырскую жизнь, необходимо было подумать о строительстве новой церкви и монастырских строений В 1966 году здания были готовы, а в 1973 году освятили во имя Пресвятой Троицы новую церковь.

С 1967 года при монастыре имеется свой свечной завод, который и сегодня снабжает церковными свечами все православные храмы Финляндии. В 1975 году новой игуменьей стала монахини Антонина, которая и поныне возглавляет обитель. Кроме нее, в монастыре живут 7 монахинь и 2 послушницы. На новом месте монастырь сохранил свое старое название. Не лишне, очевидно, привести здесь его адрес: LINTULAN LUOSTARI. 79830 PALOKKI, ФИНЛЯНДИЯ.

Православная церковь пользуется в Финляндии равными правами с лютеранской и имеет многочисленную паству (в основном это русские, но много карел к финнов). Всего в стране около 56 тысяч православных я двадцать пять приходов.

Монахиня новой обители свято чтит память о старом Линтульском монастыре на Карельском перешейке и, если Санкт-Петербургская епархия возьмется за возрождение Линтульского монастыря, то сестры из Финляндии могут принять в этом участие и даже частично вернуться в возрожденную обитель.


1 Русское название местности — Линдулово. Уже в 1790 г. в Линдулове существовал православный приход с церковью во имя свт. Николая Чудотворца и кладбищем при ней. Настоятелем ее служил священник Иоанн Иовлев. После пожара, происшедшего от молнии в 1800 г. деревянная церковь Линдуловского погоста по указу Духовной консистории от 1 мая 1802 г., данной благочинному Выборгского собора свящ. Василию Сафонову, была перенесена с Большой Выборгской дороги, из Линдулова, в село Райволово (Райвола, ныне Рощино), расположенное в 17-ти верстах к юго-западу, где освящена также в честь свт. Николая. Одновременно к Райволовскому храму было перенесено и кладбище. Знаком прежнего кладбища в Линдулове к середине 70-х гг. XIX века служили только оставшиеся от него могильные холмы.— Ред.


Другие статьи автора: