ЖИЗНЬ ЕПАРХИИ

Рождественское послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и всем верным чадам русской православной церкви 1990/1991

Христос раждается, славите; Христос с Небес,
срящите; Христос на земли, возноситеся
(Ирмос песни 1-й канона на Рождество Xристово )

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры, все боголюбивые чада Святой Русской Православной Церкви во Отечестве нашем и за его пределами, сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова!

Ныне наши сердца исполняются радости о рождении во плоти Предвечного Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с Небес».

Пророк Михей, живший в VIII веке до пришествия в мир Спасителя, возвестил о том, что Мессия родится в Вифлееме (Mux. 5, 2), граде Давидовом, то есть в том городе, в котором увидел свет Его предок по плоти царь и псалмопевец пророк Давид. По сказанию святого евангелиста Луки, Пресвятая Дева родила Сына Своего Первенца и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк, 2, 7).

Несомненно, что Она первая вознесла Ему хвалу, Святая Церковь влагает в пречистые уста Богоматери следующие слова: Боже Вышний, Царь Невидимый! Я вижу Тебя и дивлюсь таинству по причине безмерной нищеты Твоей: Тебя вмещает малый чужой вертеп. Сладчайшее Чадо, как Я буду держать Тебя на руках Моих,— Тебя, содержащего рукою Своею все творение? Какое дивное и величайшее чудо! Как Я буду носить Тебя, носящего все Своим словом? (из служб утрени 23 и 24 декабря).

Тайну рождения Сына Божия открывает нам евангелист Иоанн Богослов: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную (Ин. 3, 16). Бог есть Любовь... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4, 8, 19 ). Будем творить заповедь Христову — да любите друг друга (Ин. 13, 34).

Возлюбленные, Родина наша переживает ныне трудное, но вдохновляющее время. Мы являемся участниками процесса становления подлинно демократического государства, в котором каждый его гражданин получит возможность на достойный человека образ жизни. Для нас всех очевидно, что этот процесс протекает далеко не просто и порой мучительно. Но не будем отчаиваться (2 Кор. 4, 8), ибо Младенец родился нам —Сын дан нам; ... умножению владычества Его и мира нет предела (Пс. 9, 6, 7). Усугубим наши молитвы об искоренении духа ненависти в нашем обществе, об утишении межнациональной розни, о достижении взаимопонимания и примирения, о духовном возрождении нашего народа, о скорейшем оздоровлении нашего государства. Свои молитвы соединим с усердным трудом на благо Родины, посильно приближая этим наступление тех добрых дней (1, Пет. 3, 10), в которые исполнит Господь просимое нами.

Возблагодарим, дорогие мои, Господа, благословившего народы Европы вступить в небывалое доселе истинно добрососедское устроение нашего общего дома и через это благословившего их приношением плодов жизни (Рим. 7, 4 и далее), среди которых — выстраданное нашим народом сокращение вооружений. Добрым знамением этого плодоносного развития является и та щедрая помощь, какая поступает к нам ныне из многих стран мира и за которую мы выражаем всем жертвователям глубокую признательность.

Возлюбленные братья и сестры, на пороге Нового лета благости Господней (Пс. 64, 12) принесем наше сердечное благодарение Пастырю Великому (Евр. 13, 20) за Его богатые милости, изливаемые на нашу Святую Церковь, на ее многонациональную паству.

Тяжким, сложным, но жертвенным был весь исторический путь Русской Православной Церкви. Трагичной была ее жизнь на протяжении семидесяти послереволюционных лет. Но никогда наша Церковь не отделяла себя от судьбы своего народа. Происшедшие в последние годы положительные изменения в нашей стране милостью Божией коренным образом изменили положение в ней религии.

И как нам не радоваться ныне благодатному процессу созидания у нас во множестве новых приходов, открытия возвращенных храмов и монастырей, строительства новых храмов, нормального развития приходской и иноческой жизни, умножения числа Духовных школ, расширения религиозного образования детей, массового поступления к народу Божию книг Священного Писания, религиозной литературы, постепенного возрождения насущнейшего для всего нашего общества служения милосердия.

Вместе с тем мы должны со смирением признать, что по грехам нашим Церковь продолжает испытывать немалые трудности, связанные с конфликтом между православными и католиками восточного обряда в западных областях Украины, с активным разрушением церковного единства раскольниками-автокефалистами на Украине, с разрушительными «деяниями» старающегося внести смуту в жизнь нашей Церкви так называемого Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей. Перед этой печальной реальностью нам, чадам церковным, необходимо сугубой молитвой и ревностными усилиями приблизить восстановление мира и единства церковного, утишить и справедливо разрешить конфликт между конфессиями.

К таким размышлениям мы приходим, находясь у яслей Богомладенца Христа и внимая ликующему ангельскому пению: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14). Да исполнимся, возлюбленные, и мы сей великой, но и смиренной радости спасения, радости совершенной (Ин. 17, 13).

Сердечно поздравляю всех вас с наступающим Новым Годом. Да будет он для каждого из нас, для нашего Отечества, для всей Земли годом мира и благоденствия, временем духовного преуспеяния.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа да пребывают со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13, 13).

 АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и Всея Руси

Рождество Христово
1990/1991.
Москва

 


Другие статьи автора: